Верховая езда – это не просто спорт или хобби, но и уникальный способ развития лидерских качеств и управления персоналом. В этой статье я хотела бы поделиться личным опытом, как верховая езда помогла понять процессы управления людьми на новом для меня уровне. Свой опыт практического переосмысления я представлю через призму основных управленческих компетенций.
С 10 по 16 июня я находилась в Аксаутском ущелье в Карачаево-Черкессии — в туре, в рамках которого у нас были ежедневные конные выезды в горы. Для подготовки к походу такого высокого уровня сложности, я брала уроки верховой езды в манеже с тренером на протяжении полугода. Говоря бизнес-языком, манеж представляет собой искусственно созданную систему без помех, где удобно и безопасно учиться, но именно выезд на улице дает представление о масштабности задачи управления лошадью.
Командная работа
Верховая езда - это сложный и отчасти опасный вид спорта, который требует от всадника как большой физической подготовки, так и понимания, как строятся взаимоотношения между всадником и лошадью.
Идеальная история совместной подготовки — когда всадник и лошадь работают в тандеме «как кентавр», где человеческое тело выполняет роль мозга, посылающего команды, а тело лошади — выполнение команд «мозга». Но это идеальная история, за которой стоят часы практики. Первый мой инсайт и аналогия в управленческую практику: нельзя выходить в управление без подготовки и понимания базы, управление — это навык, которому можно научиться, и учиться только во взаимодействии. Невозможно стать управленцем, просто получив степень MBA или пройдя тренинг без практики.
Идеальная история совместной подготовки — когда всадник и лошадь работают в тандеме «как кентавр», где человеческое тело выполняет роль мозга, посылающего команды, а тело лошади — выполнение команд «мозга». Но это идеальная история, за которой стоят часы практики. Первый мой инсайт и аналогия в управленческую практику: нельзя выходить в управление без подготовки и понимания базы, управление — это навык, которому можно научиться, и учиться только во взаимодействии. Невозможно стать управленцем, просто получив степень MBA или пройдя тренинг без практики.
Эмоциональный интеллект
Учёные признают, что лошади наделены интеллектом. Они способны мыслить, как человек, запоминать и обрабатывать информацию. Умственные способности скакунов находятся на уровне интеллекта трёхлетнего ребёнка, но их можно развивать. Сложность в том, как объяснить и поставить задачу существу массой 400 кг с интеллектом 3-х летнего ребенка.
Животный интеллект лошади всегда вызывал множество вопросов среди людей. Одни говорят, что животным присущ только природный инстинкт, а другие говорят, что в каждой популяции есть представители интеллектуалов. Так, известны эксперименты по дрессировке лошадей, которые показывают выдающиеся результаты.
Хотите узнать больше? Прочитайте эту статью, вы будете поражены: самая умная лошадь в мире: интеллект Лукаса и Ганса, рекорд Гиннеса.
Лошади обладают развитым эмоциональным интеллектом, позволяющим им чувствовать настроение и эмоции других лошадей и людей. Это включает в себя способность к сочувствию и установлению эмоциональных связей, что является признаком сложных когнитивных процессов.
В походе я работала с одним «партнером» — конём Соловьем карачаевской породы. В начале наши рабочие отношения было сложно назвать идеальными — Соловей без команды пускался в рысь, поворачивал куда хотел и никак не реагировал на голос.
Животный интеллект лошади всегда вызывал множество вопросов среди людей. Одни говорят, что животным присущ только природный инстинкт, а другие говорят, что в каждой популяции есть представители интеллектуалов. Так, известны эксперименты по дрессировке лошадей, которые показывают выдающиеся результаты.
Хотите узнать больше? Прочитайте эту статью, вы будете поражены: самая умная лошадь в мире: интеллект Лукаса и Ганса, рекорд Гиннеса.
Лошади обладают развитым эмоциональным интеллектом, позволяющим им чувствовать настроение и эмоции других лошадей и людей. Это включает в себя способность к сочувствию и установлению эмоциональных связей, что является признаком сложных когнитивных процессов.
В походе я работала с одним «партнером» — конём Соловьем карачаевской породы. В начале наши рабочие отношения было сложно назвать идеальными — Соловей без команды пускался в рысь, поворачивал куда хотел и никак не реагировал на голос.
Наладить взаимоотношения мне помогли знания установления контакта, поощрения, а также отслеживание реакций коня: ржание (зов другим лошадям), движение ушами (уши торчком - интерес, насторожённость), махи головой, биение копытом (нетерпение, желание что-то изменить, животное нервничает). В свою очередь, мой «партнер» реагировал на четкие интонации голоса, прикосновения к шее, возможность обнюхать и разрешение выбрать место на поляне с более сочной травой.
Лидерство и ответственность за результат
В природе лошади объединяются в табуны, где главная роль отводится вожаку, который определяет все — коммуникацию, безопасность перемещения, помощь друг другу и защиту от чужаков. Ты и лошадь — это уже мини-табун, где работают все те же принципы. Твоя задача — завоевать доверие и стать лидером для лошади.
Формирование доверия требует следующего: понимание реальных нужд и вопросов «партнера»: «дай мне попить», «мне нужен отдых, «я не могу так быстро», «мухи замучали». Или же страхов: «нет, давай туда не пойдем, там страшно, там машина».
Лидерская позиция в мире лошади достаточно проста для понимания — кто больше, сильнее, быстрее — тот главный, того и слушаемся. Но когда человек занимает позицию лидера в управлении (без разницы, с людьми или лошадьми) на первый план выходит другое — кто умнее и настойчивее. Без четкого представления образа результата и постоянной фокусировки на результате вы не повернете куда нужно или допустите принимать решения за вас кому угодно.
В горах я увидела еще один аспект лидерства — доверие к руководителю и доверие подчиненному.
Перед одним из первых подъемом в горы наши проводники давали: «При подъёме на верх по камням ослабьте повод и дайте возможность лошади самой выбрать куда ей ступать. Вы в этих местах в первый раз, а они тут ходят постоянно и лучше вас знают, куда безопаснее наступить». Эта фраза мне напомнила ситуацию из управленческой практики, когда новый руководитель приходит в профессиональный слаженный коллектив, и сталкивается с соблазнами все перестроить, вмешаться в уже слаженный процесс. Мое личное переосмысление компетенции лидерства — это доверие к профессионализму сотрудников и коллег, «надо ослабить повод и послушать».
Формирование доверия требует следующего: понимание реальных нужд и вопросов «партнера»: «дай мне попить», «мне нужен отдых, «я не могу так быстро», «мухи замучали». Или же страхов: «нет, давай туда не пойдем, там страшно, там машина».
Лидерская позиция в мире лошади достаточно проста для понимания — кто больше, сильнее, быстрее — тот главный, того и слушаемся. Но когда человек занимает позицию лидера в управлении (без разницы, с людьми или лошадьми) на первый план выходит другое — кто умнее и настойчивее. Без четкого представления образа результата и постоянной фокусировки на результате вы не повернете куда нужно или допустите принимать решения за вас кому угодно.
В горах я увидела еще один аспект лидерства — доверие к руководителю и доверие подчиненному.
Перед одним из первых подъемом в горы наши проводники давали: «При подъёме на верх по камням ослабьте повод и дайте возможность лошади самой выбрать куда ей ступать. Вы в этих местах в первый раз, а они тут ходят постоянно и лучше вас знают, куда безопаснее наступить». Эта фраза мне напомнила ситуацию из управленческой практики, когда новый руководитель приходит в профессиональный слаженный коллектив, и сталкивается с соблазнами все перестроить, вмешаться в уже слаженный процесс. Мое личное переосмысление компетенции лидерства — это доверие к профессионализму сотрудников и коллег, «надо ослабить повод и послушать».
Эффективная коммуникация
Лошадь – это животное, которое понимает только язык тела и интонации. Поэтому для того чтобы управлять ей, необходимо уметь правильно передавать свои команды жестами и голосом. Лошадь на 100% чувствует все ваше тело, ваш страх в виде зажатости или расслабленность, концентрацию, ваши малейшие намерения в виде наклона тела, поднятой кисти руки и прочее. В общении с животными используется практика закрепления нужных паттернов поведения через «сахарок» - поощрения, приятные хлопки, ласковые интонации. Проведенные исследования поведения показали, что лошади, дрессируемые без подкрепления, выражали в четыре-шесть раз более отрицательное поведение, с такими его проявлениями как кусание, лягание и «заваливание» на экспериментатора.
Мой инсайт в области коммуникации был следующим: имея опыт руководства людьми более 5 лет и осознавая саму себя как эмпатичного руководителя, на деле я обнаружила, что недостаточно уделяла внимания поощрению сотрудников и искренней благодарности коллегам.
Мой инсайт в области коммуникации был следующим: имея опыт руководства людьми более 5 лет и осознавая саму себя как эмпатичного руководителя, на деле я обнаружила, что недостаточно уделяла внимания поощрению сотрудников и искренней благодарности коллегам.
Планирование
На первый взгляд кажется, что планирование совсем не используется в верховой езде, но это не так.
Во время занятий в манеже тренер давала задания на повороты, которые мне часто не получались — я делала поворот либо слишком рано, либо опаздывала. И основной вопрос был ко мне: что я не так делаю и как вовремя подать команду, чтобы лошадь успела распознать сигнал. После ряда неудачных попыток мне удалось понять следующие моменты: во-первых, важно осознавать, понятно ли я даю команду «партнеру», во-вторых, достаточно ли времени для распознания и маневра. В качестве заключения: верховая езда не научит вас управлению коллективами напрямую, но однозначно, эта практика поможет увидеть ваши сильные стороны и подсветить зоны развития в управленческой длительности.
Во время занятий в манеже тренер давала задания на повороты, которые мне часто не получались — я делала поворот либо слишком рано, либо опаздывала. И основной вопрос был ко мне: что я не так делаю и как вовремя подать команду, чтобы лошадь успела распознать сигнал. После ряда неудачных попыток мне удалось понять следующие моменты: во-первых, важно осознавать, понятно ли я даю команду «партнеру», во-вторых, достаточно ли времени для распознания и маневра. В качестве заключения: верховая езда не научит вас управлению коллективами напрямую, но однозначно, эта практика поможет увидеть ваши сильные стороны и подсветить зоны развития в управленческой длительности.
Литература про управление:
1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2014.
2. Безручко П. Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой. М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2019.
3. Биндер С. Как думает моя лошадь. М.: Изд-во «Аквариум», 2019.
4. Кротова К. Конь, всадник, инструктор: как понять друг друга? М.: Изд-во «Аквариум», 2019.
1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2014.
2. Безручко П. Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой. М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2019.
3. Биндер С. Как думает моя лошадь. М.: Изд-во «Аквариум», 2019.
4. Кротова К. Конь, всадник, инструктор: как понять друг друга? М.: Изд-во «Аквариум», 2019.