Новости Университета

Как связаны друг с другом ИКЕА, пенициллин и креативность?

Интервью Анонсы
Приблизительное время чтения: 4 минуты
Автор статьи: Владимир Михайлов — руководитель образовательных проектов ВСК Университета

Рождение новых решений

Доподлинно неизвестно, но говорят, что однажды сотруднику шведской IKEA пришлось открутить ножки стола, чтобы погрузить его в машину. Такое простое решение заставило задуматься владельцев компании, что если на это пришлось пойти одному человеку, то то же самое, вероятно, делали и клиенты IKEA. В результате компания разработала новую бизнес-модель: продавать мебель в разобранном виде, чтобы люди могли привозить ее домой на своих автомобилях. Это простое решение изменило мебельную индустрию.

А вот ещё одна история: в 1928 году Александр Флеминг исследовал антибактериальные средства в своей лондонской лаборатории. Вернувшись туда после отпуска, он заметил, что плесень убила некоторые бактерии в одной из его чашек Петри. «Забавно», — сказал он. Стандартной практикой было выбрасывать такие образцы, что Флеминг, собственно, и сделал. Но после разговора с коллегой он вынул этот образец из мусорного ведра, задавшись вопросом, можно ли использовать эту плесень для уничтожения вредных бактерий в организме человека.

Это был критический момент. То, что для других исследователей было мусором, для него внезапно стало возможностью. Флеминг изучил плесень и год спустя опубликовал статью об этом. Но какое-то время ничего особенного не происходило, а затем потребовались годы усилий, предпринятых им и другими, прежде чем то, что он первоначально назвал «пенициллином», стало использоваться для лечения инфекций. Вспоминая об этом, он сказал:
«Когда я проснулся сразу после рассвета 28 сентября 1928 года, я, конечно, не планировал совершить революцию во всей медицине, открыв первый в мире антибиотик»
Но именно это и произошло, и именно это изменило мир.

Дивергентное мышление

Тому, что произошло, может быть несколько объяснений. Но хочется остановиться подробнее на одном из них — креативности. Это слово в обиходе уже давно, и, как это часто бывает, его первоначальный смысл исказился. Поэтому для начала хочется вернуться к тому, как понимает креативность психология:

«Креативность (англ. creativity) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.» (Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова)

Креативность, как способность человека создавать новое, нестандартное, тесно связана с дивергентным мышлением. Этот тип мышления характеризуется интеллектуальным процессом, в котором человек может думать в разных направлениях, часто отступая от привычной ему логики. Дивергентному мышлению противопоставляют конвергентное мышление — мышление логическое, строгое и однонаправленное.

Современные реалии постоянно бросают нам вызов, требуя принимать нетривиальные решения. Неожиданные ситуации вроде COVID, заставляют руководителей оперативно искать выходы из положения. Во многом, поиску таких решений способствует дивергентное мышление.

Кому нужно умение мыслить креативно?

Способность творчески подойти к решению задачи становится важной компетенцией так называемого специалиста Т-профиля — сотрудника, который имеет компетенции в нескольких областях знаний. Например, если мы говорим о менеджере продукта, то такой сотрудник может проводить глубинные интервью, оценивать объём рынка, а также может владеть анализом данных на уровне выше среднего.

Кстати, на смену Т-специалистам приходят так называем М-shaped-cотрудники, которые обладают глубокими знаниями в трех сферах. Например, HR, который глубоко понимает управление персоналом, анализ данных и маркетинг. Конечно, быть таким специалистом не так легко. На изучение и глубокое понимание даже трёх областей знаний могут уйти годы. Поэтому многие руководители приглашают в команды сотрудников с разными хорошо развитыми компетенциями, чтобы они органично дополняли друг друга.

Можно ли измерить или развить креативность?

Как и многие другие способности, креативность часто пытались и пытаются измерить. Подробнее о том, как измерить и можно ли измерить креативность, мы поговорим позже. Пока лишь скажем о том, что оценивание этой способности не предполагает определенного числа ответов; их правильности или неправильности. Здесь, скорее, оценивается умение человека искать нетривиальные решения, выдвигать гипотезы, проверять, изменять их и, наконец, формулировать и сообщать результаты решения.
Возможно ли развить креативность?
Да, при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями. К таким творческим умениям относят умение анализа и синтеза, рассуждения, открытость новому опыту, толерантность к неопределенности или умение работать в ситуации незавершенности, где нет жестко заданных рамок и регламентов.

Способствовать развитию креативности может и руководитель.
Например, в коллективе разрешается высказывать свою точку зрения, поощряется задавать вопросы, стимулируется ответственность, приветствуются наблюдения. И наоборот: если в коллективе избегают рисков, высказывание мнения критикуется, присутствуют жесткие стереотипы в мышлении (например, «Мы никогда так делать не будем!»), авторитет ставится во главу угла («Так говорил основатель этой концепции!», то креативность отодвигается на задний план, если не убивается на корню.

Хорошая новость для тех, кто, дочитав до этого места, понял, что в коллективе креативность не приветствуется, а думается часто слишком рационально и логически, — креативность можно развить. Это не произойдет сразу же и потребует определенных усилий, но, как известно, путь в тысячу ли начинается с первого шага.

10 октября приглашаем вас на игру, цель которой – развить креативное мышление. Creative machine — это игра тренажер, направленная на изучение различных методов генерации идей. Игра помогает команде раскрыть потенциал каждого участника в генерации новых идей и развивает креативность. Во время игры участники станут представителями известных креативных агентств, которые специализируются на решении самых сложных задач.

Подробнее узнать о событии и зарегистрироваться можно по ссылке.